Константин Арбенин

ГРОБОВЩИК

Сценарий-раскадровка анимационного фильма
по мотивам повести А.С.Пушкина

Andante con anima.


1. Закрывается гроб.

2. Кладбище. Хоронят Бригадира. Начинается дождь.

3. Дождь, окно жёлтого домика. В окно уныло смотрит Адриян Прохоров, гробовщик.

4. В доме. Прохоров отворачивается от окна, садиться на пустой гроб, пьёт горячий чай из блюдечка. Задумчив. Рядом на полу стоит самовар.

5. Дом необставленный. На переднем плане мелькают люди, втаскивают скарб, вносят точёные гробы... В глубине - всё тот же Прохоров не спешно пьёт чай, сидя на чёрной крышке.

6. Людей нет. Старуха-работница втаскивает вывеску "Гробы Адрияна Прохорова". Что-то ворчит, извлекает из скарба табуретку и подставляет гробовщику. Уходит, ворча.

7. Стучат в дверь. Входит сапожник Шульц. Говорит улыбчиво, с немецким акцентом: "Любезный сосед, извините, что помешаль. Желаю поскорей с вами познакомиться. Готлиб Шульц, сапожник, живу от вас через улиц (показывает пальцем в окно). Завтра праздную серебряную свадьбу и прошу вас отобедать у меня."

8. Прохоров предлагает Шульцу табуретку. Тот садится.

9. Входит старуха, опять ворчит. Даёт Шульцу блюдечко с чаем. Вынимает ещё одну табуретку, ставит перед гробовщиком. Уходит.

10. Молча пьют чай с сушками, громко причмокивая. Адриян Прохоров глазеет в окошко.

11. Прохоров: "Какого торгует ваша милость?"

12. Шульц: "Э, так и сяк. ПожаловАться не могу. Хоть, конечно, мой товар есть не то, что ваш: живой без сапог обойдётся, а мёртвый без гроба не живёт."

13. (Закрывается гроб.)

14. Прохоров: "Сущая правда... Однако ж, если живому не на что купить сапог, то ходит он и босой; а нищий мертвец даром берёт себе гроб."

15. Шульц встаёт. "Шон данк! Прошу завтра ко мне, по-приятельски."

16. Сапожник пятится, дружелюбно раскланиваясь. У дверей достаёт из-за пазухи новую пару сапог, ставит их на пол: "По-приятельски..." Уходит.
17. Прохор хочет его окликнуть, но осекается. В недоумении глядит то на сапоги, на гробы...

18. Бережно гладит точёные свои гробы, сдувает с них пыль. Задумчив.

19. Стемнело. Прохоров залезает в кровать. Шепчет под нос: "А позвать всех на новоселье? Закатить пир горой!" Засыпает.

20. Празднество у Шульца. Гости резво произносят тосты. Булочник: "За здоровье тех, на кого мы работаем!"

21. Портной: "За здоровье наших клиентов!"

22. Сапожник Шульц: "Здоровье унзере кюндлёйте!"

23. Прохоров сидит за праздничным столом мрачный.

24. Будочник толкает его: "Что же? Пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов!" Хохочет.

25. (Закрывается гроб.)

26. Ночь. У окна сидит Прохоров в ночном платье, глядя в звёздное небо. "Чему смеются басурмане? Разве гробовщик брат палачу? Разве гробовщик гаер святочный?"

27. Возвращается на кровать. Говорит тихо: "А созову я на новоселье тех, на кого работаю: мертвецов православных!"

28. Из прихожей сонный голос старухи: "Что ты, батюшка, городишь? Перекрестись! Экая страсть!"

29. Прохоров: "Ей-богу, созову... Милости просим, мои благодетели!"

30. Со скрипом отворяется дверь.

31. Прохоров бледнеет.

32. Из мрака прихожей появляется тень. Это нарочный, он сообщает: "Купчиха Трюхина... скончавшись."

33. В гробу лежит покойница. Над ней суетливые тени - не то люди, не то вороны. В тишине - два голоса. Прохоров: "Гроб, свечи, покров... тотчас доставим, во всей исправности." Некто: "Благодарю. О цене я не торгуюсь..." Прохоров: "Лишнего не возьму." Гроб закрывают и заколачивают: тук-тук-тук.

34. Тук-тук-тук. Кто-то стучит в окно. Прохоров открывает глаза, садится на кровати.

35. В окне темнеет силуэт Бригадира.

36. Прохоров отворяет окно: "Вы ко мне?"

37. Бригадир залезает в дом, снимает шинель: " не церемонься, батюшка, ступай себе вперёд, указывай гостям дорогу!"

38. Прохоров в испуге оборачивается.

39. Комната полна мертвецов. Они вынимают из скарба мебель, сдвигают гробы, усаживаются кто на что, глядятся в зеркала.

40. В тёмном углу стоит мертвец-нищий и робко глядит на Адрияна Прохорова.

41. Прохоров смотрит на нищего, как бы пытаясь вспомнить.

42. Бригадир: "Видишь ли, Прохоров, все мы поднялись на твоё приглашение. Остались дома только, которым совсем невмочь."

43. Сквозь толпу мертвецов продирается маленький скелет, ласково улыбается гробовщику: "Ты не узнал меня, Прохоров? Помнишь ли отставного сержанта гвардии Курилкина, того самого, которому ты продал первый свой гроб - и ещё сосновый за дубовый?"

44. Прохоров вглядывается.

45. Скелет простирает костяные объятия.

46. Прохоров вопит и отталкивает Курилкина.

47. Скелет падает и рассыпается.

48. Мертвецы в замешательстве. Начинается ропот.

49. Гости угрожающе надвигаются на гробовщика.

50. Только нищий остаётся в своём углу.

51. Мертвецы притесняют Прохорова к кровати.

52. Прохоров падает на кровать и натягивает одеяло себе на голову.

53. Постель. Постепенно стихает ропот, исчезают тени. Светает.

54. Из-под одеяла осторожно показывается голова Прохорова. Он жмурится.

55. Старуха-работница приносит в комнату самовар и раздувает его сапогом. Ворчит: "Заспался, батюшка, Адриян Прохорович, заспался. Ужо сосед портной заходил и здешний буточник..."

56. Прохоров: "А от покойницы Трюхиной?"

57. Старуха: "Что ты, батюшка? Не с ума ли спятил?" Старуха качает головой и метёт с пола останки Курилкина. "Покойницы!.. Перекрестись!"

58. Прохоров встаёт с постели, садиться к окну. Смотрит на тот угол, где давеча видел нищего мертвеца.

59. Угол тёмен и пуст, только стоят на полу сапоги, которые давеча подарил Шульц.

60. Прохоров пьёт чай из блюдечка в прикуску. Глядит в окно. Задумчив...

КОНЕЦ

Санкт-Петербург, февраль 1992.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Этот сценарий мы с Пушкиным написали в феврале 1992 года. Дело было так. Однажды я проснулся среди ночи от того, что по моей комнатке кто-то расхаживал и покашливал в кулак. Приглядевшись, я узнал в ночном госте Александра Сергеевича. Видя, что я наконец-то изволил пробудиться, он походил ещё чуток для приличия, а потом присел на край постели и сказал напрямик:
- Есть идея. Надо бы написать сценарий мультфильма по моему "Гробовщику". Сам я не могу - нельзя. А?
В первый момент мне захотелось спросить, почему он выбрал именно меня, но я тут же сообразил, что Пушкину видней. И поэтому я спросил о другом.
- Почему именно по "Гробовщику"? И почему мультфильм?
- А вот хочется, - беспечно ответил Александр Сергеевич. - Люблю я эти мультфильмы. А "Гробовщика" никто в кино не ставил, все его обходят.
Я сказал:
- А у Волошина, кажется, пьеса есть...
- Волошин написал ерунду, - сказал Пушкин. - Вот смотри, у меня Адриян Прохоров - человек молчаливый, угрюмый. А у Волошина он всю дорогу треплется, как баба на базаре, сплошные его монологи. Так же нельзя! К тому же, надо быть большим чудаком, чтобы из пяти страниц намудрить трёхактную пьесу. Нет, это не годиться. Лучше мультфильм.
И я согласился. Саму повесть я помнил плохо и совсем не представлял, как из неё можно сделать мультипликационную картину. Александр Сергеевич в двух словах объяснил мне, чего он хочет, и мы договорились так: днём я как следует изучу оригинал, а на следующую ночь мы вместе займёмся сценарием. На том и простились.
Я добросовестно сдержал обещание. Я прочёл и самого "Гробовщика", и все остальные "Повести Белкина", и ещё многое другое - Пушкина только начни читать. Я даже прочёл шестую повесть Белкина - "Талисман" М.М.Зощенко - и перечитал инсценировку Волошина. В общем, я окунулся в материал и почувствовал его, у меня зачесались руки, в голове стал складываться видеоряд. Но ни в эту ночь, ни в следующую Пушкин не объявился. На третью ночь я не выдержал, сел за письменный стол и на одном дыхании записал то, что у меня к этому времени назрело. И, удовлетворённый работой, уснул.
Проснувшись незадолго до рассвета, я обнаружил в комнате Пушкина. Он сидел у секретера и читал исписанные мною листки. Дочитав, посмотрел на меня и сказал:
- Неплохо. Хотя, мне не всё понравилось.
На это я нахально заметил, что и мне у него не всё пришлось по душе.
Александр Сергеевич пропустил мою вольность мимо ушей, извинился, что не пришёл в назначенный час ("Дела, брат, дела") и настоял, чтобы я вычеркнул два кадра. Потом он взял авторучку, добавил четыре строки и одну запятую и сказал:
- Вот теперь, по-моему, хорошо. А?
Я согласился.
- А теперь, - сказал Пушкин, - перепиши это начисто и отошли режиссёру Хржановскому Андрею Юрьевичу, знаешь такого? Тот, который сделал мультфильмы по моим рисункам. Скажи, что от меня.
- Режиссёра-то я знаю, но я же не знаю его адреса, - озадачился я.
- Адрес простой: студия "Союзмультфильм", режиссёру Хржановскому. А я уж позабочусь, чтобы письмо дошло. Договорились?
И мы распрощались, сговорившись когда-нибудь опять поработать вместе.
Но письмо режиссёру Хржановскому я так и не отправил. Изложил всю эту историю, приложил её к сценарию и уже запечатал в конверт и неделю проносил с собой в кармане, но бросить в ящик не решился. Что-то остановило меня. Наверное, испугался, что любимый режиссёр примет меня за сумасшедшего. И ведь правильно сделает.


Июнь 1992.